Рецензия на фильм 12

12 человек, волею судьбы угодившие в присяжные, вынуждены выносить решение о виновности мальчика-чеченца, обвиняемого в убийстве собственного приемного отца, офицера российской армии. Все перипетии сего нехитрого, казалось бы, действа и призван наблюдать зритель, рискнувший погрузиться в мир правосудия на целых 2 с половиной часа. И что же он там увидит?
Название: «12»

Жанр: детектив, драма

Длительность: 153 мин

Страна: Россия

Год: 2007

Режиссёр: Никита Михалков

В ролях: Никита Михалков, Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Алексей Петренко, Валентин Гафт, Юрий Стоянов, Михаил Ефремов, Сергей Газаров, Виктор Вержбицкий, Алексей Горбунов, Роман Мадянов, Сергей Арцибашев, Александр Адабашьян

Авторы идеи: Реджинальд Роуз

Сценарий: Никита Михалков, Владимир Моисеенко, Александр Новотоцкий

Оператор: Владислав Опельянц

Композитор: Эдуард Артемьев

Продюсеры: Никита Михалков, Леонид Верещагин

12 (двенадцать)

Сюжет

Итак, начнем с сюжета фильма «12». Который, впрочем, особой оригинальностью не отличается: его повороты заставляют вспомнить фильм Сидни Люмета с похожим названием «12 разгневанных мужчин», снятый в 1957 году по одноименной пьесе Реджинальда Роуза. 12 человек, волею судьбы угодившие в присяжные, вынуждены выносить решение о виновности мальчика-чеченца, обвиняемого в убийстве собственного приемного отца, офицера российской армии. Все перипетии сего нехитрого, казалось бы, действа и призван наблюдать зритель, рискнувший погрузиться в мир правосудия на целых 2 с половиной часа. И что же он там увидит?

12 человек, волею судьбы угодившие в присяжные, вынуждены выносить решение о виновности мальчика-чеченца, обвиняемого в убийстве собственного приемного отца, офицера российской армииФильм «12» полностью соответствует эпиграфу в начале: «не ищите истину быта, попытайтесь определить истину бытия». Истина быта во время просмотра беспробудно спит в потаенных уголках зрительского сознания, чтобы после сеанса напомнить ему, расчувствовавшемуся было, о жизненных реалиях. Представить добровольно собравшихся вместе медиамагната, сантехника, эстрадного юмориста, «бомбилу», одесского еврея, профессионального диссидента со стажем, грузина-хирурга, владеющего частной клиникой, декана, бизнесмена-строителя, ученого-физика, любвеобильного директора кладбища и, вдобавок, отставного военного, посещающего «время от времени» суды, видимо, от скуки смертной, можно разве что в бомбоубежище, пережидающими ядерную атаку, или в час пик в московском метрополитене.

Зал заседаний заслуживает особого внимания: суд по бедности своей не смог предоставить им подходящей комнаты взамен находящейся на ремонте, и обосновались они в спортзале местной школы, прямо в разгар учебного дня
Или, по задумке режиссера, всех этих людей можно (и даже нужно) представить собравшимися в зале суда, где 12 весьма занятых человек все же мужественно просидят 3 дня, пытаясь вникнуть в хитросплетения обвинительных речей. Или не пытаясь. Вообще же из их речей поначалу непонятно было, как же случилось вдруг, что им доверили такое сложное, важное и абсолютно ненужное им по жизни и отягощающее дело. Складывалось впечатление, что попали они туда по повестке, наподобие призывной, хотя в зал заседаний добрались они и без конвоиров.

Рецензия на фильм 12 (двенадцать)
Зал заседаний заслуживает особого внимания: суд по бедности своей не смог предоставить им подходящей комнаты взамен находящейся на ремонте, и обосновались они в спортзале местной школы, прямо в разгар учебного дня. Да и сам суд присяжных как последняя инстанция судопроизводства в современной России с действующим законодательством есть не более чем художественный вымысел.

Чего стоит одно обсуждение женщины-свидетеля убийства, которая из железного свидетеля обвинения внезапно превращается в ревнивую близорукую мегеру
Мы предлагаем хотел бы уделить особое внимание детективной составляющей в фильме «12», она здесь весьма своеобразна: внезапно возникающие описания свидетельств обвинения, и так же внезапно появляющиеся их опровержения. Чего стоит одно обсуждение женщины-свидетеля убийства, которая из железного свидетеля обвинения внезапно превращается в ревнивую близорукую мегеру! Кроме того, в процессе действа постепенно проясняется тот факт, что присяжные, пришедшие на заседание «для галочки», на самом деле чуть ли не провели собственное расследование и все знают наверняка. Само принятие решений присяжными происходит, в основном, не под влиянием логических доводов, а, скорее, в зависимости от состояния души. А участие в обсуждении сути дела, для этого совсем, оказывается, необязательно.

Послание зрителю

По признанию самого Михалкова, реалистичность в этом фильме – совсем не главное. Можно сказать, ее доля в нем такая же, как в баснях, которые рассказывают детям. И «12», выходит – это тоже басня, для взрослых.

Рецензия на фильм 12 (двенадцать)
Фильм можно расценить как послание зрителю, предложение узнать свои черты в одном из 12-ти, а, возможно, и не в одном. По мнению Мы предлагаем, любой человек, посмотрев фильм Михалкова, увидит и поймет, что каждый присяжный представляется как живой срез общества, наиболее типичный его представитель, побывавший в как можно большем количестве самых типичных жизненных ситуаций. Порой становится вообще непонятно, кого же судят эти 12 человек: подсудимого или общество, страну или самих себя. Попутно режиссер старается показать отношение к проблеме национализма различных слоев общества.
Рецензия на фильм 12 (двенадцать)
И тут герой Михалкова, старательно помалкивающий почти весь фильм, реплики которого подошли бы скорее не присяжному, а судье в зале суда, однозначно выступает в роли истины в последней инстанции (кто бы сомневался!), безапелляционно сделав выводы о вине подсудимого, и вообще изложив в финальной речи сразу моральные, юридические аспекты всего происходящего для тех, кто целовался весь фильм на задних рядах и упустил самую суть- при этом сам фильм, отдельные его герои, финальная речь и заигрывания с религией в конце фильма вполне могут потянуть на элементы продвижения официальной морали.

Актерская и операторская работа

Отдельное спасибо надо сказать за актерскую игру. Можно по-разному оценивать смысл происходящего на экране, авторскую задумку, сюжетную линию, спорить, но слишком мало в последнее время выходит действительно игровых фильмов, когда на первый план выходят не дорогие спецэффекты, а качественная, чувственная игра актеров. Даже будучи вписанным в строгие рамки обобщенных типажей, каждый из них придает своему персонажу индивидуальность. Мы предлагаем еще раз подчеркивает: фильм «12» – один из немногих фильмов, в котором все основные актеры находятся в кадре «от звонка до звонка»- без сомнения, сложно создать и поддерживать нужный игровой настрой в таких условиях.

Фильм «12» – один из немногих фильмов, в котором все основные актеры находятся в кадре «от звонка до звонка»- без сомнения, сложно создать и поддерживать нужный игровой настрой в таких условиях
Подлинное восхищение вызывает операторская работа. Намного сложнее снимать интересно простые кадры и ракурсы в рамках ограниченного пространства.

Надо отметить, что «12» является первым фильмом Михалкова-режиссера за последние 10 лет (небезызвестный «Сибирский цирюльник» увидел свет в 1998г.). Видно, что за это время Никита Сергеевич не растерял умения снимать: «12» удостоились главного приза на кинофестивале в Венеции - «Золотой лев» (2007 г.). Также фильм был признан лучшим фильмом года 2008 и был номинирован на самую престижную премию в мире кино — Оскар. Номинировался, но не получил.
Оцените, пожалуйста статью
Всего голосов: 31